культура

Ольга, Виктория, Сергей

язык и традиции

В Большой Коче живут коми-пермяки, добрый и скромный народ, жизнь которого тесно связана с лесом и природой. Есть коми-пермяки северные и южные. Всех нас объединяют общие традиции и язык, но у северных и южных жителей различается диалект. До 1946 года наша письменность была на латинице, но в середине XX века начали использовать кириллицу. В нашем музее есть старые книги, где можно увидеть, как писали раньше.

В коми-пермяцком языке нет женского и мужского родов, поэтому иногда мы путаемся в переводе на русский. Мы можем сказать «Мальчик пошла в огород» или «Девочка сидел на сене». Мы так не ошибаемся, но дети и пожилые — иногда так говорят, потому что думаем мы на коми-пермяцком. В нашем алфавите 35 букв. Некоторые наши слова русские просто не могут произнести, таких звуков нет в их языке. Падежей у нас семнадцать. Это сложно представить, но мы можем одним словом описать, как добраться до чего-то: например, «до дома» по-коми будет «керкуöдз». А буквы «щ» у нас нет вообще. Мы пишем вместо нее «сь»

cписок наших падежей и букв

Падежи: именительнöй, родительнöй, притяжательнöй, дательнöй, винительнöй, творительнöй, соединительнöй, лишительнöй, сравнительнöй, достигательнöй, местнöй, исходнöй, вступительнöй, приблизительнöй, отдалительнöй, переходнöй и предельнöй.

Коми-пермяцкий алфавит на кириллице

мича асыв

Мы храним наши традиции. В селе есть фольклорный ансамбль «Мича Асыв», что в переводе звучит как «Ясное утро». В ансамбле поют и танцуют женщины нашего села. Мы репетируем вместе с ними, знаем все их песни. Они любят смотреть, как мы танцуем и поем, делятся опытом, дают советы. Ансамбль часто зовут на гастроли в города и села региона, а ещё они выступали в Эстонии, Болгарии и в Карелии. Поют и по-русски, и по-коми, но исполняют только народные песни. Очень любим ходить к ним на репетиции.

язычество и религия

Традиционно наш народ — язычники, поклоняются верховному богу, которого мы называем Ен, а ещё лешим, водяным и чудам.

Чуды — это деревянные идолы, не путайте с народом Чудь — нашими далекими предками

В нашем селе есть православная часовня, но она почти всегда закрыта. Поп приезжает на праздники, чтобы проводить связанные с ними ритуалы. Старшее поколение серьёзно относится к языческим традициям. Мы — более сдержанно. Но местного шамана, Василия Ивановича Гагарина, мы очень уважаем. Он многое делает для села, например, открыл музей этнографии и фольклора, где можно посмотреть предметы коми-пермяцкого быта. Вместе со школьниками (Василий Иванович преподает у нас историю) он продолжает искать новые экспонаты. Он проводит экскурсии на городище для гостей из Пермского края и других регионов. И конечно, Василий Иванович проводит языческие обряды. О них мы сейчас расскажем.

ритуалы и обряды

Их у нас много. Однажды мы даже проводили ритуал, чтобы сборная России по футболу победила на чемпионате мира.

Василий Иванович проводит обряд против лесных пожаров в Сибири

турун вежан лун

«Турун вежан лун» — в переводе «День смены травы» — праздник, на котором подготавливают почву к новому урожаю. Каждый год 2 августа к нам приезжают коми-пермяки из разных городов, сёл и деревень. Раньше день смены травы праздновали в деревне Борино, потом там его перестали праздновать совсем. В 1995 году наш односельчанин Андрей Гагарин, известный фольклорист, восстановил праздник в Большой Коче. Он устроен так: есть утренний и вечерний обряды. Утром женщины приносят подношение лешему, чтобы задобрить его и попросить благословения. Вечером — гадают, гуляют и веселятся.

семик

В Семик все жители села поминают усопших родственников. Говорят, за 40 дней до Семика открываются небесные врата — души умерших спускаются на землю. В день Семика врата закрываются, и живые провожают души близких обратно.

Все с раннего утра стряпают. Делают пироги — рыбный (так называемый черинянь), шаньги (пирожки), делают брагу и сур. Сур — это коми-пермяцкое пиво, очень вкусное, но иногда слишком крепкое.

После приготовлений едут на кладбище. Начинают кадить могилу, раскачивая кадило в руке. Раскладывают еду, напитки прямо на могилу и приступают к трапезе. Обязательно ставят стопку и закуску к кресту, якобы для усопшего. Родственники сидят на кладбище до самого вечера, а оставшуюся еду раздают бедным семьям. В конце дня односельчане гуляют, Семик — светлый праздник.

быкобой

Пожалуй, это самый неоднозначный наш обряд. Он проводится в конце августа. В день праздника Проллавер — святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных. Это жертвоприношение, которое обеспечивает достаток всему нашему народу. На реке в жертву приносят быка. Сейчас одного, а раньше быков приводили со всех окрестных деревень. После жертвоприношения некоторые люди умываются кровавой водой (она считается священной), готовят, едят и раздают мясо.

Об этом обряде все спорят: зоозащитники и политики против него протестуют, наши старейшины настаивают на проведении. Поэтому обряд в разные периоды то разрешали, то запрещали.

Считается, что если быкобой не проводить, то год будет голодным.

бытовые обряды

Кроме особенных обрядов, связанных с праздниками, бывают те, которые проводят постоянно. Например, наши свадьбы гуляют три дня, а некоторые могут гулять неделями. На девичнике подружки невесты парятся, потом бегают в мокрых сорочках вокруг бани. Мужчины пытаются проникнуть к ним, а брат невесты охраняет девушек. Такая традиция.

Другой обряд, водоочищения — это целительный обряд, его проводит шаман на роднике. Он берёт камень, в котором когда-то давно молния пробила отверстие. Читается заговор, шаман пропускает родниковую воду сквозь камень в ладони людей. Они должны её выпить и умыться. Заговоры шаман читает разные, для каждой болезни свои. Но чаще всего — просто общеукрепляющий, помогающий бороться со стрессом и усталостью.